Внутри и снаружи (2)

а как у других?

Такой вопрос невольно возникает, поскольку пишу «мы», «у нас», имею в виду наши проблемы, наши беды.

Коротко на него не ответить, различные времена, различные народы, написаны тома и тома, еще пишутся, еще будут написаны.

Могу только коротко, очень коротко, не столько для того, чтобы рассказать «как у других», сколько чтобы понять, «что у нас не так».

И невольно начну с древних греков. С них в какой-то мере начинается западная цивилизация, которая сегодня определяет магистраль мирового развития

… как к этому относиться, соглашаться или не соглашаться, особый разговор, который выходит за границы нашей темы…

как у древних греков?

Древние греки жили в полисах, городах-государствах. Это общеизвестно.

Полисы были разные. От относительно больших – примерно 10 000 граждан (граждане составляли примерно 10% от всего населения полиса), до крошечных – 500-600 граждан.

Но во всех городах обязательно была площадь, агора, на которой проходила общественная жизнь.

Не будет большим преувеличением, если мы скажем, что у древних греков не было частной жизни, не было семьи. Только агора, на которой проходила вся жизнь. Здесь обсуждали общественные вопросы, здесь заключали торговые сделки, здесь слушали философов.

У греков было такое слово, синойкизм, которое означало «жить вместе». Полис в этом смысле, не город и не государство, а просто совокупность граждан, которая практически живет на площади.

Для ясности скажем, что из фараонско-жреческого Египта или монархической Персии того времени, такая шумная толпа на площади воспринималась как дикая, нелепая, варварская.

В каком-то смысле она такой и была.

Что до семьи, то она у греков, конечно, была, были жены, необходимые для продолжения рода, но жены сидели дома, в отведенном для них месте. На агоре им нечего было делать.

Не будем задавать вопрос, правильно ли жили древние греки, следует ли брать с них пример. Тем более, в отношении к женщинам, к женам.

Прошлое нас учит, но не наставляет.

Прошлое не пример для подражания, а способ узнавания не только других, но и самих себя.

Древние греки не просто шумели на площади, они заложили традицию не искать в прошлом «потерянный рай», а соотносить прошлое с настоящим, которое постоянно меняется, не может не меняться. Запомним это.

Греки придумали «синойкизм», что означает не единую цель (чаще всего мифическую), а умение жить вместе, оставаясь непохожими. А умение жить вместе означает умение договориться, и наличие институтов, которые помогают договориться «непохожим».

Древние греки придумали понятие «гражданина», который невозможен, если не существует «совокупности граждан», которые способны договориться. Запомним и это.

Наконец, последнее, о чем, как правило, мало говорят. В греческом искусстве классического периода, почти все исследователи отмечают чувство неистовой радости жизни, беззаботного веселья.

Может быть, этому способствовало и то, что они стали «гражданами» и научились договариваться, хотя это было не просто и, прежде чем научились договариваться, было пролито много крови.

Подражать этому трудно, но задуматься над этим стоит.

Мы любим свои семьи, любим домашний уют, только дома мы расслабляемся, одеваем одежду, которая нас не стесняет. Было бы глупо от всего этого отказываться.

Подобно древним грекам, мы уже не побежим на площадь. Торговые сделки заключаются в иных местах, для общественных слушаний есть специально отведенные места, политикой все больше занимаются профессионалы, что до философов, они вымирают как класс, и на площади если придут их слушать, то только как сумасшедших. С этим трудно поспорить.

Но может быть, древние греки напоминают нам, что когда нет нормальной общественной жизни, семейная жизнь рано или поздно становится унылой. Дома мы расслабляемся, одеваем удобную одежду, завариваем себе чай, или кто-то заваривает его для нас.

Древние греки сказали бы, все это прекрасно, если это вступление к беседе, спокойной, не торопливой, способствующей тому, что человек становится человеком. А мы почему-то беседуем все меньше и меньше. Не только на площади, но и дома.

Почему?

Оставляю читателей с этим вопросом, а мы в следующий раз перейдем к новейшему времени, к нашим дням.

Yazıdakı fikirlər müəllifin şəxsi mülahizələridir.